Куда идет Рунет?За год число пользователей Рунета выросло на 40%, при этом россияне стали пользоваться Интернетом чаще. Пиковые значения активности пользователей в Интернете - более 70 миллионов "хитов" в день - наблюдались в конце октября, в дни захвата заложников в Москве. Прогноз развития Рунета на 2003 год в двух словах выражается просто - "будет расти". Интереснее ответить на вопрос: "как?" С высокой степенью вероятности можно предположить, что в ближайшие годы Рунет будет расти в соответствии с магической формулой "в два раза за три года". Сложнее ответить на вопрос о том, как будут развиваться отдельные сектора Рунета. Ведь некоторые его сектора растут едва ли не вдвое быстрее других.
В этой заметке мы рассмотрим, как растет трафик, или так называемые "хиты". В то время как о том, кого считать "пользователем" Интернета, по-прежнему идут дебаты, с "хитами" спорить не о чем: "хит" - это попросту загрузка страницы сайта. Так вот, хиты росли опережающими темпами. За год их число выросло в 2,5 раза, и в результате в декабре 2002 года рейтинг Rambler's Top 100 регистрирует 60-70 миллионов хитов в день. Напомним, что число пользователей Рунета выросло на 40%. Таким образом, в 2002 году активность пользователей росла быстрее, чем их количество. Интернет появился в государственных учреждениях и школах, а те, кто раньше выходил в Сеть только с работы, приобрели компьютеры и пользуются Интернетом из дома. Причем помимо "dial-up" набирает популярность подключение через кабель и ADSL: десятки тысяч пользователей уже могут принимать аудио- и видео-трансляции из Сети, часто даже дома. В целом структура трафика Рунета похожа на прошлогоднюю. Большая тройка "информация, коммуникация, рекреация", по-прежнему, удерживает высокие позиции. Сильнее всего пользователей интересуют информационные интернет-издания и интернет-версии газет. В дни захвата заложников в Москве его доля больше трети (36%) всех просмотров страниц в российском Интернете, хотя в "тихие" времена ими интересуются в три раза меньше. Однако очевидны и изменения распределения трафика. Все разделы Рунета росли, но далеко не все из них росли теми же темпами, что Рунет в целом. В то время как темпы роста популярности некоторых категорий была почти вдвое выше темпов роста Рунета в целом, другие росли медленно и теряли свою долю трафика. То есть стагнировали. По абсолютному приросту трафика по сравнению с прошлогодними показателями лидируют поисковые системы. За прошедший год "классификаторы", т.е. поисковые системы и каталоги, отобрали у Рунета 1,5% общего трафика. То есть поисковые системы и каталоги не только остаются крупными, но и теснят все остальные сайты. По проценту с лишним от общего пирога откусили также "Связь" и "Путешествия". В результате такого агрессивного поведения две эти категории вошли в лидирующую десятку рейтинга Top 100. А категории "MP3" и "Политика" оттуда выбыли. Сильнее всех проиграли "Развлечения", которые, хотя и остались в лидирующей десятке, вернули в общую кассу треть собственного трафика, то есть более 2% общего трафика Рунета. Пресыщение развлечениями в Рунете наблюдается уже около двух лет, так что создатели некоторых крупных развлекательных сайтов даже перешли в медийный сектор. Правда, формально по итогам года категория "СМИ/Периодика" - среди "отстающих". Дело в том, что ее трафик может меняться чрезвычайно быстро. В декабре 2001 мощная информационная волна, поднятая терактами в США и последовавшей за этим войной в Афганистане, еще не улеглась и доля трафика СМИ, по-видимому, была слегка завышена. Как только в информационном поле снова возникнет высокое напряжение, вырастет и трафик. Кроме того, на фоне огромной доли трафика Рунета (13-15%) относительные потери СМИ/Периодики оказываются невелики (7% от собственного трафика). Последнее соображение наводит на мысль, что объектом анализа должны стать не абсолютные, а относительные приобретения и потери трафика. Они и будут проанализированы ниже. * - примечание 1 ** - примечание 2 Сразу бросается в глаза сходство изменений числа сайтов и доли трафика. Говорить о том, что один из этих факторов полностью обусловливает другой будет не совсем корректно. Здесь уместно вспомнить шуточный пример российского статистика XIX века А.А. Чупрова, в котором корреляция числа пожарных команд с ущербом, наносимом пожарами не означает, что пожарные поджигают дома в надежде обеспечить себя работой. Аналогично, создав тысячу сайтов страховых агентств, вряд ли удастся сделать категорию "Страхование" популярнее поисковых систем. Понятно, что, сколько ни увеличивай число сайтов в нишевой категории, востребованными станут ровно столько, сколько нужно потребителям. На остальные никто попросту не будет ходить, и рейтинг Top 100 исключит их из числа "активных" ресурсов. Речь здесь идет скорее о балансе спроса и предложения. Так, если спрос на сайты некоторого сектора Рунета растет опережающими темпами, то растет их популярность. Это замечают владельцы сайтов и переводят средства из медленно растущих в быстрорастущие категориях. Именно так год назад "воротилы" развлекательного Рунета вошли в онлайновый медийный бизнес. В свою очередь возникновение новых, оперативных и качественных СМИ привлекло в этот сектор тысячи новых пользователей. Другой пример - категория "Страхование". Год назад в Интернете возник спрос страховые услуги, начали появляться сайты, предлагающие такие услуги и сопутствующую информацию. В результате уже в марте 2002 потребовалась даже новая категория Rambler's Top 100 для таких сайтов, и сегодня их около 120. Немного по рунетовским меркам (в категории "Путешествия" - 3073 сайта), но и не так уж мало, учитывая узкую специфику категории. Каковы же основные причины опережающего роста одних категорий по сравнению с другими? Мы подвергли все множество, собранных нами данных корреляционному анализу. Наши данные делились на три большие группы. Во-первых, это структурные данные, характеризующие фрагментированность категорий, их прозрачность, коммерциализацию (наличие магазинов), вложения (использование платного хостинга), соотношению трафика в будние и выходные дни, сезонные колебания и т.п. Во-вторых, это данные о географических предпочтениях пользователей. В-третьих, это данные о предпочтениях социально-демографических групп: возрастных, профессиональных и социальных. В общей сложности получилось несколько десятков параметров. Оказалось, что наиболее важными являются два фактора. Самый важный - это доля россиян в категории Рунета. Второй по значимости - доля женщин 25-45 лет среди пользователей этой категории. А именно, чем интереснее категория пользователям из России (а не жителям Зарубежья), тем быстрее в среднем она растет. Парный коэффициент корреляции между темпами прироста доли трафика и индексом соответствия интересам россиян превысил 40%. (Почти столь же велик коэффициент корреляции с интересами москвичей.) Кроме того, чем привлекательнее категория для женщин, тем быстрее она растет. Итак, разгадка поведения трафика проста. Скорость роста категорий определяется составом пользователей Рунета. Вектор изменений популярности категорий является функцией вектора изменения состава пользователей Рунета. Известно, что рост западного Интернета почти прекратился. Действительно, в ситуации, когда 50-80% населения страны подключены к Интернету, расти уже дальше некуда. А именно таково проникновение Интернета в Скандинавских странах, США, Канаде. Практически все западные пользователи, которым интересен Рунет, пользуются Интернетом точно так же, как и год назад. А в будущем году будут пользоваться с той же интенсивностью, что сейчас. В то же время проникновение Интернета в России продолжает расти. Если сейчас доли трафика, создаваемые зарубежными и российскими пользователями приблизительно равны, то в будущем российская доля неизбежно вырастет. Соответственно, опережающими темпами растут те категории Рунета, которые интересны пользователям, проживающим в России, в частности, в Москве. Это недвижимость, законы, путешествия, связь, наука, банки и т.п. Те же категории, которые интересны преимущественно зарубежным пользователям - все, что относится к сфере культуры, общественной жизни, развлечений - развиваются и будут развиваться медленнее. Влияет на популярность категорий и пропорция женщин среди пользователей. Дело в том, что если в 2000-2001 доля женщин среди российских пользователей Интернета составляла около 33%, то в 2002 по данным некоторых исследовательских агентств (MASMI Research, FOM) она приближается к 38-40%. Даже если эти данные и не особенно точны, ясно, что с течением времени доли мужчин и женщин будут выравниваться. По крайней мере такова тенденция в Европе, в частности в Англии доля женщин за год выросла с 30% до 42%. В 1995 году самыми популярными сайтами в российском Интернете были сайты брачных агентств. По сути Рунет представлял собой сайт о русских девочках и про русских девочек для американских мальчиков. Сегодня такие сайты занимают довольно узкую нишу и практически незаметны. А Рунет прогрессирует в направлении Интернета для русских девочек. Правда, не столько об американских мальчиках, сколько о российской недвижимости, товарах, образовании и кулинарии. Что же касается политики, популярность которой упала даже сильнее, чем популярность культуры и развлечений, то не секрет, что пользователи Интернета - народ молодой, обеспеченный и аполитичный. Это не пенсионеры, дисциплинированно идущие голосовать в надежде на повышение пенсии, и не эмигранты, переживающие за все более далекую и страшную Россию. Чтобы активизировать их интерес к политике, по-видимому, нужны новые идеи, привлекательные для российского среднего класса. Партии, планирующие участие в парламентских выборах 2003 года уже выделяют бюджеты на Сеть в надежде мобилизовать новую аудиторию. Примечание 1 Из публикуемого рейтинга исключены три категории, что обусловлено спецификой рейтинговой системы Top 100. Во-первых, в рейтинге появилась категория - "Страхование". Это новая категория, которая была введена только в марте 2002. Мы исключили ее из рейтинга, поскольку прирост числа сайтов оказался бы практически бесконечным. Во-вторых, число сайтов в категории "Игры" сократилось на две трети. Объясняется это тем, что кто-то из вебмастеров первоначально установил отдельные счетчики на каждую из многочисленных страниц своего сайта. Постепенно, страницы эти перестали посещаться и выбыли из списка "активных". Категорию "Железо" мы также исключили из рассмотрения. Как сообщил руководитель лидирующего в категории проекта 3Dnews Андрей Кузин, счетчики со всех страниц, ранее рассеянные по разным категориям, были сконцентрированы в категории "Железо". Таким образом, 4,5-кратный рост этого, весьма концентрированного сектора Рунета в значительной степени объясняется "реструктуризацией" размещения счетчиков. Впрочем, рост этот нисколько не противоречит выявленному опережающему росту секторов с преобладанием россиян. Примечание 2 В третьей колонке таблицы указаны изменения долей трафика категорий Рунета, в то время как в четвертой - относительные изменения числа сайтов в этих категориях. Сумма изменений долей трафика равна нулю, поскольку, как в 2001, так и в 2002 суммарный трафик принимался за 100%. Чтобы получить изменения трафика (а не доли трафика), следует прибавить к каждому значению 250%. Однако после этого сравнивать категории станет неудобно. Что же касается изменений численности сайтов, то во всех категориях, кроме "классификаторов", эти изменения положительны, т.е. число сайтов росло. Мы не стали переходить к долям сайтов - для этого следовало бы вычесть из каждой величины 9% (суммарный по Рунету прирост числа сайтов), поскольку это создавало бы у читателя иллюзию, что в некоторых категориях уменьшилось число сайтов. Кроме того, переход к долям сайтов той или иной категории в общем числе сайтов Рунета не упрощает, а запутывает картину. Леонид Делицын Написал - admin
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
|
• Личный кабинет
• Календарь
• Аналитика
• PR-технологии
• Интервью
• Статьи
• Архив
• TL
|
Опросы
Интересно мнение каждого
Ваши интересы в интернет бизнесе
Последнее
Смотри в прямом эфире
Компания Mozilla изменила стратегию партнерства с поисковыми системами.
Теперь, в зависимости от страны, строка поисковика будет указывать
разные компании. В России это станет Яндекс, Китае – Baidu, США – Yahoo.
При этом пользователю будут предложены и другие варианты на выбор,
которые можно увидеть в качестве альтернативных: Wikipedia, Ozon.ru,
Google, DuckDuckGo и т. д.
Конкурсы с сети
А на что способен Ты?
10 октября был дан старт конкурсу "BestMasterиZация" с призовым фондом более 60000 wmr. Название конкурса невменяемое, но что же поделать, в этом есть своя изюминка.
Навигация
Карта сайта
|